/ Главная / Подмосковье / Архангельское / Дворец, первый этаж / Первый салон Гюбера Робера

Гюбер Робер (1733—1808) — один из ведущих художников Франции второй половины XVIII века. Пейзажи Робера и его живописные изображения античных руин и развалин, особенно любимые современниками, составляли целые декоративные ансамбли, украшавшие дворцы вельмож и резиденции императоров. Неисчислимое количество картин Робера находилось в русских коллекциях. В Архангельском полотнами Робера декорированы интерьеры двух залов.

Первый зал Робера открывает западную анфиладу дворца, в которую входят два угловых салона Робера и удлиненная галерея Античного зала. Оригинальное архитектурное решение западной анфилады, художественное совершенство интерьеров салонов Робера делают эту анфиладу прекрасным декоративным комплексом.

Неизвестно, когда и где была приобретена коллекция картин Робера в Архангельском. Но эти картины не были написаны специально для салонов; наоборот, угловые залы приспосабливались для их размещения (1816 год). Эта сложнейшая работа была поручена В. Я. Стрижакову, талант которого проявился здесь в полную силу. С необыкновенным художественным тактом и пониманием особенностей живописи Робера крепостной архитектор перестроил залы, придав им форму восьмигранников, четыре стены которых заполнены полотнами Робера.

В первом салоне представлены четыре панно под общим названием «Руины». Неистощимая фантазия Робера наполнила эти величавые полотна полуразрушенными громадами древних зданий, окруженных деревьями или обвитых зеленью. Мягкий золотистый и зеленовато-коричневый тон окутывает спокойные каменные массы, проникает сквозь толщу стен, обволакивает окружающие предметы, создавая неповторимое ощущение гармонии и тишины природы. Яркие, красочные фигурки людей, занятых у подножия руин своими обычными делами, придают жизнеутверждающий характер всей живописи Робера, где поэтичные развалины— лишь фон для продолжающейся жизни.

Общность колорита, формат, характер композиции объединяют все четыре панно в общий ансамбль, единство которого усилено коричневой окраской стен и зеленоватым тоном росписей зала. Интерьер этого зала производит впечатление стройности и легкости, полон света и красок, органично связан с окружающей природой.

Букеты цветов в орнаментах росписей напоминают о цветниках, мраморная фигура «Воин, одевающий доспехи» немецкого мастера Э. Вольфа (1802—1879) в центре зала перекликается с парковой скульптурой; окружающие зал мраморные бюсты подготавливают переход от парка к интерьерам дворца; сочетание архитектуры и природы на полотнах Робера созвучно их сочетанию в ансамбле. Архитектура, искусство и природа приведены здесь к гармоническому единству.

Первый салон Робера в Архангельском уже в 20-е годы прошлого века был лучшим декоративным ансамблем Робера в России и по качеству полотен, и по их размещению в интерьере. Тем больше его значение теперь, когда и во Франции и в России почти все декоративные ансамбли Робера разрушены: картины художника переданы в музеи.