/ Главная / Подмосковье / Архангельское / Дворец, второй этаж / Библиотека

Характерной особенностью внутреннего убранства богатых подмосковных усадеб XVIII — начала XIX века являлись значительные библиотеки. Книги роскошно переплетались, для них отводились особые комнаты, заказывались шкафы. Однако у большинства помещиков страсть к собиранию книг носила показной, коллекционный характер, и тысячи книг служили лишь украшением интерьера, подчеркивая образованность владельца.

Этого нельзя сказать о Д. М. Голицыне и Н. Б. Юсупове — первых владельцах большой старинной библиотеки в Архангельском.

Во дворце библиотека занимает ряд комнат второго этажа, убранство которых существенно отличается от обстановки парадных залов.

Когда вы проходите по комнатам библиотеки, то первое возникающее у вас впечатление — это чувство какой-то сосредоточенности и задумчивого покоя. Мерными рядами стоят изящные книжечки и огромные фолианты — 16 тысяч томов, напечатанных когда-то в лучших типографиях Европы, начиная с инкунабул XV века и кончая изданиями середины прошлого столетия.

Небольшие комнаты, за окнами которых видны деревья старого парка, уютны и просты. Гладкие, окрашенные в зеленые, голубые и кремовые тона стены, простые сосновые полы. Живопись и скульптура в библиотеке почти отсутствует — всего несколько картин небольшого формата, два-три портрета. Теплый коричневатый колорит этих комнат создают старинные шкафы красного дерева, которые чинно стоят вдоль стен, часто совсем закрывая их.

За стеклами таинственно поблескивают золотом корешки старых книг: Платон, Тит Ливий, Гораций, Данте, Вольтер, Ломоносов, Жуковский, Байрон — кого только не встретишь здесь! Вас одолевает желание подержать в руках старые книги, посмотреть, что скрывается за тисненым кожаным переплетом, представить себе время, когда эти книги перелистывал Пушкин, сидя здесь в креслах. В парке шумели деревья, и ветер, залетая в окна, колебал пламя масляных ламп и свечей многочисленных бра и подсвечников.

В библиотеке, особенно когда вы одни, явственно слышен скрип старых иолов, как будто кто-то ходит по ним, и кажется, сейчас перед вами появится старик в камзоле и напудренном парике. И вдруг в одной из комнат вы на самом деле замечаете человека в старинной одежде, сидящего в кресле. Не удивляйтесь — это фигура знаменитого французского писателя и философа Ж.-Ж. Руссо, «персона» из папье-маше, дань модному когда-то увлечению русских крепостников философией французских просветителей.

Хочется узнать, как сложилась эта коллекция, где часть книг принадлежала когда-то Дмитрию Михайловичу Голицыну, с именем которого связана история одной из самых интересных библиотек России начала XVIII века.

Родовитый вельможа, получивший образование в Италии, Д. М. Голицын был крупнейшим библиофилом своего времени. Собирать книги князь начал еще за границей; долгое время будучи киевским губернатором, он продолжал приобретать редкие рукописи, русские старопечатные книги, польские и литовские издания. В 1730 году, когда Голицын поселился в Архангельском, он перевез сюда свою библиотеку, имевшую один из первых в России книжных знаков — латинскую надпись «Ех bibliotheca Arhangelina». После ареста владельца в 1737 году библиотека была конфискована правительством и вывезена из Архангельского в двадцати сундуках.

Описей при конфискации не составлялось, так как чиновники, разбиравшие книги, «галанского, шпанского, английского, швецкого» языков не знали. Главное, что им удалось установить, что «у него князь Дмитрея имелось на чюжестранных диалектах також и переведенных на русский язык 6000 книг». Ряд книг и рукописей был передан в библиотеку Академии наук и послан в синод для распределения, «где оным книгам весьма быть потребно».

При Елизавете часть книг Голицына была возвращена его сыну и затем хранилась в Архангельском, вероятно, в построенном в конце XVIII века павильоне, который так и назывался — «Библиотека».

В библиотеке Д. М. Голицына были собраны византийские хроники, многочисленные списки летописей, письма князя Курбского к Ивану Грозному, выписки из дел Посольского приказа (1487—1573) и много других уникальных документов, позже широко использованных в трудах известных русских историков В. Н. Татищева, М. М. Щербатова, Н. М. Карамзина.

Основную часть коллекции составляли иностранные книги. Среди них — большая подборка сочинений иностранцев о России, в том числе «Описание путешествия в Московию» с рисунками, сделанными с натуры немецким путешественником XVII века Адамом Олеарием.
В библиотеке были собраны произведения античных историков, философов, писателей и поэтов.

Много книг было посвящено государственному устройству различных стран. Видное место занимали труды по дипломатии, юриспруденции, генеалогии, прикладным наукам и садоводству.

После продажи усадьбы князю Н. Б. Юсупову в 1810 году библиотека была вывезена в ближайшее голицынское имение Никольское-Урюпино. Некоторые книги хранились там вплоть до революции, а затем в 1929 году были переданы в Архангельское. Так через 200 лет ничтожные остатки замечательного собрания вновь вернулись в усадьбу, откуда они начали свой путь.

Новый владелец усадьбы — князь Н. Б. Юсупов вместе с другими коллекциями перевез в Архангельское из Петербурга и библиотеку. Наиболее ранним из сохранившихся описаний этой библиотеки является каталог 1800 года. Это фолиант, исписанный мелким почерком, в роскошном переплете красного сафьяна с золотым тиснением, в котором числится более 10 тысяч томов. Многие из названных в нем книг можно видеть в Архангельском и сейчас.

Издания на французском языке составляли более девяноста процентов всей коллекции, а раздел «Российские книги» содержал только 864 экземпляра.

Всего библиотека имела 16 разделов. Наиболее крупным из них — более 2000 томов — был раздел «Романы, поэзия, беллетристика, театр». Здесь мы находим собрания сочинений знаменитых поэтов и писателей: 70 томов сочинений Вольтера, произведения Ж.-Ж. Руссо, Мольера, П. Корнеля, Ф. Шиллера и многих других.

Раздел «История, мемуары, политика, юриспруденция» включал многотомную «Всеобщую историю с начала мира до наших дней» (Париж, 1779 год), труды, посвященные истории различных стран, дипломатические словари и т. д.

Значительной частью библиотеки было собрание античных авторов. Здесь много очень редких изданий XVI—XVIII веков, напечатанных в знаменитых европейских типографиях.

Подбор русских книг не представлял особой редкости и не мог идти в сравнение в этом отношении с библиотекой Д. М. Голицына. Однако и здесь было несколько уникальных изданий. В их числе «Острожская библия» — один из лучших образцов русского книгопечатания конца XVI века,— выпущенная Иваном Федоровым в 1581 году. Другая редкая книга, которая числится по каталогу 1800 года и до сих пор сохраняется в музее,— «Патерик или отечник печерский», памятник древнерусской литературы, написанный в XIII веке и напечатанный в Киеве в 1678 году. Кроме нескольких старопечатных книг неплохо была представлена русская художественная литература — сочинения А. Кантемира, П. Сумарокова, М. Ломоносова и других поэтов и писателей XVIII века.

К 1828 году библиотека в Архангельском выросла почти вдвое. Как отмечалось в одном из журналов того времени, «она является сейчас самой крупной коллекцией в Москве». Размещалась библиотека теперь не только на втором этаже Большого дома, но и рядом, во флигеле.
В послании «К вельможе», написанном А. С. Пушкиным в 1830 году после посещения усадьбы, есть примечательные строки:

                                  Ступив за твой порог,
Я вдруг переношусь во дни Екатерины.
Книгохранилища, кумиры и картины...

В книгохранилищах дворца поэт мог видеть первые издания своих собственных книг: «Руслан и Людмила», «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы», «Евгений Онегин» и др. К сожалению, этих пушкинских книг в музее не сохранилось.

Зато сохранилось много книг его учителей и современников — Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, Д. И. Фонвизина, И. А. Крылова, В. А. Озерова, И. И. Лажечникова.

Гордостью владельца являлись 32 тома, изданные в венецианской типографии знаменитого итальянского печатника Альда Мануция. В этой типографии, основанной в конце XV века, печатались главным образом произведения античных классиков.

Не менее известной была деятельность семьи голландских печатников Эльзевиров (1592—1712). В Архангельском хранилось 82 тома, выпущенных в их типографиях.

В музее и сейчас представлены лучшие образцы знаменитой французской издательской фирмы Дидо и итальянской типографии Бодони. В последней в 1798 году была прекрасно издана в двух томах поэма «Освобожденный Иерусалим» великого итальянского поэта эпохи Возрождения Тарквато Тассо (1544— 1595). Оба тома находятся в экспозиции выставки и представляют исключительный интерес, так как иллюстрации к ним сделаны крепостными художниками Ф. Сотниковым и М. Полтевым.

После смерти князя библиотека пополнилась несколькими тысячами книг из московского дома.

С начала 40-х годов XIX века рука читателя редко прикасалась к книгам в Архангельском. Владельцам, наверное, было не до них, а для всех остальных шкафы были закрыты. Так и стояли десятки тысяч книг как памятник ушедшей эпохи.

После революции, для того чтобы наиболее ценные издания и рукописи стали доступны широкому кругу исследователей, часть книжной коллекции из Архангельского была передана в Государственную библиотеку имени В. И. Ленина.

Библиотека в Архангельском и сейчас остается уникальным собранием, где широко представлены почти все отрасли науки и техники прошлого, классическая литература и искусство.

На полках старинных шкафов почти каждая книга — большая редкость: первые издания Расина, Гольдони, Руссо, Монтескье, знаменитая энциклопедия Дидро и Даламбера, «Грамматика» М. Ломоносова и «Механика» Л. Эйлера, напечатанные при жизни великих ученых, издания известного русского просветителя Николая Новикова, редкие географические атласы, альбомы гравюр.