/ Главная / Города России / Углич / Гражданская архитектура XIX века

Малая сторона. Кашинская улица. Фото нач. XX в.
Малая сторона. Кашинская улица. Фото нач. XX в.
На улицах и в переулках города сохранилось довольно много домов, построенных в первой половине XIX века. Чаще всего это двухэтажные особняки, иногда простые и скромные по своему убранству, иногда более богатые, принадлежавшие именитым и состоятельным горожанам. Фасады зданий украшались лепным орнаментом, четырех- и шестиколонными портиками. Лучшие из этих сооружений отмечены благородством пропорций, ясностью и четкостью композиции.

Здания, построенные во второй половине XIX и начале XX века, как правило, представляют меньшую художественную ценность, хотя и обращают на себя внимание, благодаря отличному качеству работ, хорошо сделанным деталям.

 

Дом быв. Переславцевых
(ул. Каменская, 9)

Среди зданий первой половины XIX века особенно примечателен особняк, принадлежавший богатым горожанам Переславцевым. Он расположен недалеко от кремля, на противоположной стороне Каменного ручья.

Дом построен из бревен, между которыми проложен мох, обит тесом и оштукатурен. Нижняя цокольная часть — кирпичная.

Летом, в яркий солнечный день среди зелени садов отчетливо выделяются белоснежные колонны и стены этого привлекательного здания.

Тени, резкие и темные у карнизов, нежные и мягкие на колоннах, еще больше подчеркивают изысканную стройность сооружения.

На фасадах нет лепных украшений, поясков — все просто. Просто, гармонично и композиционное решение здания.

Центральная часть дома выше боковых, она выделена выступающим шестиколонным портиком. Стройные ионические колонны, с прекрасными по своему рисунку капителями, поддерживают треугольный фронтон, завершенный несложным карнизом.

В этом доме размещался детский сад «Пчелка» — старейшее учреждение в Угличе по дошкольному воспитанию.

Здание пожарной охраны
(ул. Карла Либкнехта, 10/2)

Пожарная каланча. Нач. XIX в
Пожарная каланча. Нач. XIX в
На другой стороне Каменской улицы расположен дом городской пожарной охраны. Фасады здания выдержаны в строгих формах русского классицизма. Руст на первом этаже, на втором — четыре колонны, выделяющие центр здания, — вот и все убранство фасадов.

Над крышей поднимается пожарная каланча, откуда велось наблюдение за городом и окрестными селениями.

Дом быв. Буториных
(ул. Карла Либкнехта, 21)

Стройный двухэтажный особняк обращает на себя внимание четкостью композиции, благородством пропорций, хорошо выполненными деталями.

Центральная часть дома несколько выступает вперед, ее первый этаж выделен тонкой рустовкой стен, на втором этаже— четырехколонный портик с фронтоном.

Фронтоны, ворота и калитки декорированы рельефной резьбой, разноцветной сквозной или накладной выпиловкой, получившей распространение во второй половине XIX века и широко применяемой в современном строительстве.

Если в деревянных домах XVIII века резьба, как правило, украшала внутренние помещения — сени, горницу, лестницы и почти не встречалась снаружи, то в жилых зданиях XIX и XX веков выпиленные и резные орнаменты на фасадах деревянных, а иногда и каменных домов, становятся непременной частью убранства.

Древнее искусство обработки дерева продолжает успешно развиваться в наше время.

В последние десятилетия в Угличе и селах Угличского района появилось много новых интересных орнаментальных украшений. Стремление к украшению в работах талантливых умельцев сочетается с чувством меры, тонким пониманием композиции и ритма.

Дом Касаткина
(ул. Некрасова, 13)

Одним из наиболее интересных жилых домов, украшенных искусной и разнообразной выпиловкой, является построенный в конце прошлого века на Малой, заволжской стороне Углича дом Касаткина (дом стоял у Волги и был перенесен на новое место при сооружении гидроузла).

Неисчерпаемая фантазия, тонкий художественный вкус, мастерство резчика позволили его строителю, выходцу из крестьян Ивану Андреевичу Касаткину создать настоящее произведение искусства. Небольшой одноэтажный деревянный Дом с тремя окнами, выходящими на улицу, уже издали выделяется среди окружающих его строений: игра ярких красок, сложное сплетение орнамента, умело размещенное вокруг окон и на угловых пилястрах, украшают его стены. Среди причудливых узоров — торжественные, величавые фигуры фантастических птиц и как бы появившийся из поэтичной волшебной русской сказки белый конь на фронтоне здания.