/ Главная / Города России / Углич / Окрестности Углича

Грехов ручей

За городским сосновым бором, в семи километрах от Углича, по дороге на Москву, протекает Грехов ручей. В древности на берегу ручья располагалось городище, его окружал ров, наполненный водой.

Историк-краевед И. А. Тихомиров считал это городище местом доисторического поселения. Во время археологических раскопок на берегах Грехова ручья он нашел несколько ценных древних предметов, в том числе серебряные монеты, относящиеся к VII—VIII векам.

Открытие, сделанное в начале XX столетия Тихомировым, подтвердилось во время археологических раскопок, проведенных летом 1958 года экспедицией Исторического музея под руководством М. В. Фехнер. Были обнаружены остатки очагов, кости животных и рыб, черепки глиняной посуды. Найдена глиняная сковородка с проушинами, через которые продевался прут для подвески ее над огнем. Самой интересной находкой является гончарный горн. До сих пор принято было считать, что славяне обжигали глиняные изделия в обычных печах. Находка с берегов Грехова ручья меняет это представление.

Здесь же были найдены грузила из обожженной глины, изделия из бронзы и другие предметы.

Все это говорит о том, что по берегам Грехова ручья находилось большое поселение наших предков.

При впадении Грехова ручья в Волгу местность сильно всхолмлена, здесь множество курганов и больших валунов. На одном из холмов в XVI веке стоял монастырь Николы на Городище, упоминаемый в жалованных грамотах царя Ивана Грозного. Этот монастырь был разорен польскими войсками в 1608 году и более не восстанавливался. Около монастыря стояли бобыльские избы.

Сохранилось предание, рассказывающее о том, что 15 мая 1591 года Никита Качалов и Осип Волохов бежали из Углича, но добежали только до Грехова ручья. Здесь они одурели и ослепли, а поэтому вернулись в город, чтобы принять казнь от угличан, восставших против царя Бориса Годунова. Отсюда якобы и произошло название — Грехов ручей.

Другое предание повествует о том, что у этого ручья восставшие угличане поймали представителей царя Бориса Годунова в Угличе — Волохова, Качалова и Битяговского, обвиняемых в смерти царевича. Беглецы были убиты и брошены в ручей.

В связи с созданием Угличского водохранилища Грехов ручей широко разлился и образовал несколько мелких островков, покрытых лесом.
Здесь находится пионерский лагерь для угличских ребят — «Юность».

Село Золоторучье

На крутом правом берегу Волги: недалеко от города Углича, расположено село Золоторучье. Свое название оно получило, как говорит предание, от золотого песка, который якобы находили в протекающем через село ручье. Из Золоторучья открывается чарующий вид на волжские дали, на город Углич, на Угличскую гидростанцию.

На краю села, у самой Волги, в тенистой липовой роще стоит церковь Ильи Пророка, построенная в 1753 году.

Скромное по своему убранству здание завершается одной главой, поставленной на восьмигранное основание, — характерный композиционный прием для архитектуры XVIII столетия. С западной стороны к зданию примыкала колокольня, которую разобрали, чтобы она не обрушилась в Волгу. Следы примыкания колокольни отчетливо видны на западной стене церкви. Для того, чтобы предотвратить дальнейшее разрушение здания, крутой берег Волги в этом месте был укреплен камнем. Внутри церкви сохранились настенные росписи XVIII века.

Село Золоторучье интересно тем, что около него найдена стоянка первобытного человека, относимая археологами к эпохе мезолита. Стоянка расположена в 300 метрах от села на дюнном всхолмлении правого берега Волги.

В 500—600 метрах от Золоторучья в 1954—1956 годах археологами было обнаружено древнерусское селище, располагавшееся на месте фатьяновского поселения. Археологическая экспедиция 1959 года, возглавляемая Д. А. Крайновым, обнаружила здесь мерянское и славянское кладбище. Два кладбища располагались рядом. Эта находка указывает на то, что славяне селились не на совершенно пустых, а на обжитых местах, что некоторое время меряне и славяне жили вместе.

Дивная гора

Если поехать из Углича в сторону деревень Высоково, Новое, Мухино, то дальше, за городом, на берегу реки Воржехоть, встретится село Дивная гора. Отсюда открывается прекрасный вид на окружающую местность. Видны привольные поля, луга и густые леса. Очень красива долина реки Воржехоть — приток Улеймы. Вероятно, от красоты здешних мест и произошло название — Дивная гора.

В 1674 году на Дивной горе началось строительство Троицкой церкви, продолжавшееся 20 лет. Она стала центром небольшого монастыря — Дивногорской пустыни, — основанного в XVII веке деятельным и энергичным ростовским митрополитом Ионой Сысоевичем.

В 1764 году монастырь был упразднен, его здания и укрепления, пришедшие в ветхость, были разобраны. Ныне только деревья да молчаливые кресты погоста окружают пятиглавый Троицкий храм.

В свободной асимметричной композиции храма и в форме его деталей заметно влияние ростовской школы зодчества. Вероятно, строители Троицкой церкви были ростовские мастера. Зодчие, творчески переработав известные мотивы архитектурного убранства и использовав новые приемы, создали выразительное сооружение, приятное по соотношению каменных масс и рисунку деталей. Обращают на себя внимание крыльцо и аркада паперти, нарядные наличники и восьмигранные окна.

Улейма

Николо-Улейминский монастырь. Вид с юга.
Николо-Улейминский монастырь. Вид с юга.
Среди лесов на берегу реки Улеймы раскинулось село с одноименным названием. Это живописное место привлекает к себе туристов. Здесь находится интересный архитектурный ансамбль — Николо-Улейминский монастырь.

Монастырь-крепость был основан на дороге, ведущей из Углича к Борисоглебским слободам и дальше к Ростову.

Первое упоминание о монастыре относится к началу XVI века, и основан он был, вероятно, во второй половине XV столетия, в годы княжения Андрея Большого (Горяя).

Расположение монастыря на бойкой проезжей дороге способствовало его обогащению и процветанию. Уже в конце XVI века кроме многочисленных деревянных построек за стенами монастыря воздвигаются каменные сооружения.

В трудные дни польско-литовского нашествия войска Сапеги осадили Улейминскую крепость.

Отважно сражались крестьяне из окрестных деревень и монастырские иноки. Все же осаждающим удалось проникнуть внутрь крепости. Защитники монастыря укрылись в соборе и продолжали упорно обороняться. Тогда поляки подкопали здание, и собор, за стенами которого, по словам летописца, укрывалось больше двух тысяч человек, рухнул, похоронив под своими сводами мужественных защитников.

В XVII веке, вскоре после окончания польско-литовской интервенции, монастырь был заново отстроен. Во второй половине XVII столетия строятся собор, Введенская церковь с трапезной палатой и хозяйственными помещениями.

В этот период монастырь являлся крупным феодалом. Ему принадлежали крестьяне окрестных селений Дуброво, Нефедово, Гвоздево и других. Они обрабатывали монастырские земли и платили оброк.

Николо-Улейминский монастырь. Введенская церковь с трапезной палатой. XVI-XVII вв.
Николо-Улейминский монастырь. Введенская церковь с трапезной палатой. XVI-XVII вв.
В начале XVIII века вокруг монастыря возводятся каменные стены и башни. Почти все каменные сооружения, построенные в XVII — XVIII столетиях, сохранились до наших дней и, несмотря на позднейшие переделки, представляют несомненный интерес.

Самое крупное здание монастыря — Никольский собор — сооружено в семидесятые годы XVII века. Формы его тяжелы, а пристройки, окружившие основной объем, еще больше подчеркивают грузную весомость его масс. Фасады почти лишены украшений, и только барабаны глав имеют несложный декор.

В XIX веке стены и своды собора были покрыты пестрой и грубой живописью. В середине прошлого столетия с западной стороны собора были пристроены крытая паперть и высокая, громоздкая по своим формам колокольня.

Необычная по композиции Введенская церковь построена в конце XVII века, вероятно, на остатках стен первой церкви того же названия, сооруженной в 1563 году и разрушенной польско-литовскими интервентами.

В здании объединены: собственно церковь, жилые покои, трапезная палата. В первом этаже размещались хлебная, квасная палата, поварня, кладовые и «две палатки казенные для всякой мирской перекладки». С севера примыкает к зданию нарядно украшенное крыльцо со сходами на две стороны. Над западной стеной поднимается небольшая, но изящная колоколенка, под которой находились в прошлом «часы боевые с получасьем».

Здание неоднократно перестраивалось и переделывалось: утрачены детали, украшавшие наружные стены, изменена внутренняя планировка помещений, из которых выделяется обширная трапезная палата, имеющая интересную и сложную систему перекрытия, искажен облик замечательного крыльца. Сохранившиеся фрагменты фасада и детали внутреннего убранства изящны и красивы. Приятен декор главы. Интересен (к сожалению, частично измененный) западный фасад здания, где стройная шатровая колоколенка в основном сохранила первоначальный вид. В западной части монастыря находится надвратная Троицкая церковь. Вплотную к церкви примыкают жилые кельи, неотделимые от нее. Здание испорчено поздними пристройками и «поновлениями» XIX века.

Николо-Улейминский монастырь. Никольский собор. XVII в.
Николо-Улейминский монастырь. Никольский собор. XVII в.
Существуют разные сведения о времени постройки этого здания. Одни документы называют XVII век, другие говорят о том, что надвратная церковь с кельями была построена одновременно с крепостными стенами в 1713 году. Формы здания и оставшиеся нетронутыми старые детали убранства характерны для архитектуры XVII столетия.

Возможно, что ставшие традиционными архитектурные формы могли быть использованы строителями и в начале XVIII века — ряд зданий Углича убедительно свидетельствуют об этом.

Каменные стены и башни, дошедшие до наших дней с некоторыми повреждениями, строились в начале XVIII века. Они производят поначалу внушительное и грозное впечатление. Но достаточно внимательно присмотреться к ним, чтобы понять: это впечатление неверно. Зодчие, возводившие монастырскую ограду, использовали лишь внешние формы крепостных сооружений: хорошо видные издалека узкие бойницы и машикули, почти все ложные — не прорезают стены. Изразцы на башнях, большинство которых утрачено, подчеркивали необоронный характер сооружений, уже не имевших никакого военного значения. В последнее время ведется реставрация ансамбля.

...Улейма в наши дни—центр сельского Совета.

В 1964 году перед зданием Дома культуры воздвигнут памятник воинам-улейминцам, отдавшим свою жизнь за свободу нашей Родины на фронтах Великой Отечественной войны.

В селе находится школа, детский дом, отделение связи, медицинский пункт, магазин, столовая.

Архангельское

Близ Ярославской дороги, среди густых лесов, вплоть до XVIII века стоял Михайло-Архангельский монастырь. О его возникновении достоверных сведений не сохранилось, но известно, что монастырь существовал уже в XV веке.

В 1610 году у стен Михайло-Архангельского монастыря разгорелось ожесточенное сражение иноков и крестьян из окрестных деревень против польских интервентов. После длительных боев монастырь был взят, а его защитники перебиты.

В 1654 году он был приписан к Угличскому Воскресенскому монастырю, а в 1764 году совершенно прекратил свое существование.

В 1789 году на месте Михайло-Архангельского монастыря, "Что в бору", была построена Архангельская церковь, которая и поныне одиноко стоит среди леса. Высокие деревья да густой кустарник окружают церковь. У ее стен — старый погост. На одной из могил, около которой поднимаются стройные сосны, — крест с надписью, повествующей о кровавых событиях, разгоревшихся здесь в начале XVII века, о мужественной битве с иноземцами. Это братская могила защитников монастыря, где покоится прах 300 крестьян и 40 иноков, отдавших жизнь в борьбе с врагами своей Родины.

Двухэтажная Архангельская церковь венчается пятью главами. Над западной частью здания поднимаются два яруса колокольни. Несколько поодаль от церкви стоит еще одна колокольня.

Архитектурные формы церкви отмечены благородством пропорций, приятным рисунком деталей; композиция ее традиционна.

Внутри стены и своды здания украшены масляной живописью, сделанной в начале двадцатого века и, возможно, частично в конце девятнадцатого. Здесь и оригинальные работы художников и копии. На западной стене копия с известной картины И. Е. Репина, иллюстрирующей христианскую легенду о Николе-чудотворце, останавливающем руку палача. Среди иконописных работ, в основном относящихся к XVIII веку, есть и более старые — XVII столетия. Выделяется композиция, изображающая облаченного в яркие одежды архангела Михаила с копьем в руке.

Следует обратить внимание на узорную кованую дверь на втором этаже, на изящную люстру в главном помещении храма и на пышный трехъярусный иконостас, прекрасный образец работы талантливых резчиков по дереву.

Село Заозерье

В 55 километрах от Углича, в истоке реки Устье, среди полей раскинулось старинное село Заозерье. В нем более 300 домов. Небольшая речушка Устье разрезает село на две части. Отсюда она уходит на северо-восток и впадает в Которосль. Недалеко от Заозерья Устье теряется в болотах, образуя глубокое и живописное Терпенское озеро.

С Заозерьем связано имя М. Е. Салтыкова-Щедрина, великого русского писателя-сатирика. Родился он в селе Спас-Угол Тверской губернии в дворянской семье.

В 1832 году его мать, Ольга Михайловна, купила вместе с восемнадцатью деревнями село Заозерье. Здесь семья Салтыковых жила, главным образом, летом.

В Заозерье у священника И. 3. Преображенского учился Михаил Евграфович латинскому языку. Впечатления и обстановка, в которой проходило детство М. Е. Салтыкова-Щедрина, описаны им в «Пошехонской старине». В главе «Заболотье» дано описание села и барской усадьбы. Как видно из описанного барский дом стоял в центре села на Троицкой площади. Большой деревянный дом с мезонином по фасаду имел десять окон, стоял на каменном фундаменте, крыт железом, около дома были сад и небольшой парк.

В 1835—1836 годах в Заозерье Салтыков-Щедрин готовился к поступлению в Московский дворянский институт.

Впоследствии Михаил Евграфович бывал в Заозерье трижды. В 1861 году, будучи вице-губернатором в Твери, он приезжал, чтобы справедливо провести земельную реформу в своей вотчине. При его участии были составлены Уставные грамоты: одна на село Заозерье, другая — на 18 деревень, принадлежавших вотчине. Уставные грамоты были утверждены на крестьянских сходках в 1862 году. Крестьянам предоставлялось право размежевывать земельные угодья между деревнями.

Справедливое проведение земельной реформы Салтыковым-Щедриным вызвало недовольство губернских властей, а жандармский офицер писал о Салтыкове-Щедрине начальнику Московского жандармского округа: «Он искренне желает уничтожения крепостного права и деятельно преследует злоупотребления оного».

В 1872 году писатель прибыл в Заозерье по делам наследства. Здесь он пробыл несколько недель. Дважды был в Угличе, ездил по деревням Угличского уезда...

В 1961 году в Заозерье был открыт народный музей. Его основателями и активными собирателями экспонатов были учитель П. Г. Разуваев и один из первых комсомольцев села Л. И. Колоколов. В 1974 году оформлена новая экспозиция, в ней — разделы, посвященные пребыванию М. Е. Салтыкова- Щедрина в заозерском крае, культуре и быту старинного села, истории установления Советской власти, организации колхоза и другие. В музейной экспозиции можно увидеть фотографии великого писателя и членов его семьи, журналы, в которых сотрудничал М. Е. Салтыков-Щедрин, иллюстрации известных художников к его произведениям...