/ Главная / Подмосковье / Архангельское / Дворец, первый этаж / Столовая
По художественному оформлению и обстановке зал необычен. Желто-розовая гризайль в росписях стен воспроизводит стилизованные изображения египетских богов. В виде фигур египтянок выполнены канделябры из черной и золоченой бронзы.
К столовой примыкает буфетная, за окном которой неожиданно возникает уголок парка. Живописная фреска на задней стене, перекликаясь с парком, который виден из окон столовой, создает впечатление пейзажа.
Через колоннаду из кухонного флигеля слуги приносили в буфетную кушанья и затем через окно подавали их на стол, который вносился в зал во время парадных обедов. Званые обеды сопровождались игрой крепостных музыкантов, размещавшихся на галерее.
Убранство зала на протяжении XIX века несколько раз менялось.
В простенках между окон — зеркала и консольные столики из чинары, выполненные в 30-х годах XIX века. Березовая мебель более поздняя — 60-х годов XIX века. Зал освещался четырьмя золочеными люстрами с легким хрустальным убором, работы русских мастеров. На горках яркие декоративные китайские и японские вазы XVIII—XIX веков. В витринах посуда русских и зарубежных заводов.
Большой интерес вызывают изделия крепостных мастеров фарфорового завода в Архангельском — живописные фарфоровые тарелки с изображением мифологических сцен и фаянсовая посуда необычной формы, ярких синих тонов.
Принимая высоких гостей, владелец стремился подчеркнуть свое знатное происхождение: князья Юсуповы — потомки ногайского хана Юсуфа, современника Ивана Грозного. Гордясь древностью рода, князь заказал французскому художнику Антуану Жану Гро (1771 —1835) портрет своего сына верхом, в богатом татарском костюме . Этот портрет был помещен в столовой.
Содержание картины Г. Ф. Дуайена «Триумф Клавдия — победителя карфагенян» — эпизод из римской истории. Триумфальная встреча полководца Клавдия в Риме прервана его врагом — трибуном. Дочь Клавдия — весталка вместе с подругами защищает отца.
В коллекции скульптуры выделяется «Купающаяся Венера» — копия с античной статуи в Ватикане.
В оформлении столовой нет единства стиля, но сочетание разнообразных декоративных элементов придает залу неповторимое своеобразие, праздничность и нарядность.