/ Главная / Подмосковье / Архангельское / Театр

В музыкальной и театральной жизни России конца XVIII — начала XIX века крепостные дворянские театры, которых тогда насчитывалось около двухсот, играли весьма значительную роль. На всю Россию был известен замечательный театр Шереметева в Останкине и Кускове. Крепостной театр был одной из главных достопримечательностей и Архангельского.

Князь Н. Б. Юсупов занимал должность директора императорских театров и имел театр у себя в московском доме у Красных ворот. Купив Архангельское, князь счел недостаточным скромное помещение для спектаклей в одном из флигелей и в течение 1817 — 1818 годов построил для театра специальное здание.

Проектировали театр московский архитектор О. И. Бове и итальянский декоратор и архитектор П. Г. Гонзага. Чертеж и план театра, выполненные рукой Гонзага, хранятся в музее. Строила здание артель часто работавшего в усадьбе плотника Осипа Иванова под руководством В. Я. Стрижакова. В создании театра также принимали участие архитекторы Е. Д. Тюрин и С. П. Мельников.

Деревянное, оштукатуренное здание театра сохранилось почти без изменений. Внешне очень простое, с гладкими золотистыми стенами и белой балюстрадой крыльца, оно поражает прелестью внутреннего оформления. Зрительный зал очень красив. Между окружающими зал величественными колоннами двумя рядами расположены изящные ложи с легкими барьерами. Прелестной игрушкой из двадцати двух лож и партера назвал театр Н. Кукольник, видевший его во время спектакля.

В театре Архангельского спектакли не давались постоянно. Они устраивались только в дни торжественных приемов в усадьбе, для узкого круга зрителей. На сцене разыгрывались по обычаю того времени дивертисменты с танцами и пением, балеты на мифологические и бытовые сюжеты («Зефир и Флора», «Медея и Ясон», «Сварливые жены» и др.)

Крепостная труппа обычно жила в Москве, а в Архангельское приезжала в дни спектаклей. Это были крепостные балерины и певицы, обучавшиеся у крупных мастеров сцены того времени. Из талантливой семьи крепостных вышла выдающаяся артистка, крепостная певица Анна Борунова. Отец ее был музыкантом, а брат — архитектором. Очень одаренная балерина Анна Рабутовская после смерти князя получила свободу и работала в крепостной труппе помещика Хорвата на юге России.

Шестнадцать портретов, выполненных цветным карандашом де Куртейлем, сохраняют для нас облик балерин и певиц, пленявших когда-то своим искусством на спектаклях крепостной труппы.

Уже в 20-х годах прошлого века славу театра в Архангельском составляли несколько перемен декораций, написанных П. Г. Гонзага. Декорации великого итальянского театрального художника Пьетро Готтардо Гонзага (1751 —1831) пользовались огромным успехом в Европе. В 1792 году по приглашению князя Н. Б. Юсупова Гонзага приехал в Россию, где талант его раскрылся полностью. В России Гонзага работал до конца жизни. Создавая декорации для лучших театров Европы и России, Гонзага выступил как новатор. Он требовал единства впечатления от спектакля, считая, что декорация должна быть связана со сценическим действием и им определяема. Виртуозность перспективных построений декораций и выдающееся живописное мастерство позволили Гонзага добиваться исключительных эффектов, когда трудно провести грань между кажущимся и реальным пространством.

Творчество Гонзага неразрывно связано с театром в Архангельском, для которого он написал 12 перемен декораций. До наших дней сохранилось только четыре. Это великолепный «Малахитовый зал» с бесконечной, уходящей вдаль колоннадой, романтичная и суровая «Тюрьма», решенная в бытовом плане «Таверна» и «Римский храм». И сейчас еще закрывает сцену театра занавес, написанный рукой Гонзага.

Театральные декорации прошлых веков в настоящее время большая редкость, их осталось очень мало. Уникальны декорации работы Гонзага. Они сохранились только в Архангельском.

Недалеко от театра в особом павильоне хранятся кареты: две нарядные, украшенные резьбой и позолотой — для парадных выездов и скромный дорожный возок пушкинских времен.