/ Главная / Города России / Ростов Великий

Герб Ростова
Герб Ростова
Ростов еще в древности называли «Великим». Наряду с Киевом, Черниговом и Новгородом Ростов Великий принадлежит к числу старейших русских городов. Впервые он был упомянут в летописи под 862 годом; он входил в состав древней Киевской Руси, а в начале десятого века ростовчане уже участвовали в походе на Константинополь, и на долю Ростова приходилась часть контрибуции, уплачиваемой Византией.
Земли, окружавшие озеро Неро и протянувшиеся плодородной полосой от Волги до Оки, составляя знаменитое среднерусское «ополье», казались киевским и новгородским славянам невероятно далекими, почти не доступными за лесами и далями и благодатными своим плодородием и безопасностью. Северные земли не подвергались нашествиям кочевников, то и дело тревоживших и разорявших южные окраины Руси. Сюда потянулись переселенцы-славяне, они оседали рядом с коренными жителями этих мест — мерянами. Славяне несли с собой более высокую культуру. Колонизация, по всей видимости, носила мирный и прогрессивный характер. Так, на берегах «Тинного моря», рядом с мерянским городищем на реке Саре, что примерно в пятнадцати верстах от нынешнего города, возник славянский Ростов, древнейший русский город.

Когда на Руси было введено христианство, миссионеры принесли его в далекие ростовские земли. Христианство пришло вместе с усилившейся феодализацией. Начались народные волнения. Восстания 1024 и 1071 неурожайных и голодных годов внешне принимали религиозную форму. Их возглавляли языческие жрецы, поднимавшие народ против христианской веры. Однако за религиозной борьбой легко различимы истинные причины первых народных движений — борьба порабощенных и обездоленных людей против феодального засилья, вековая ненависть смердов к «лучшим» людям, которой умело воспользовались носители «дьявольской силы»— языческие жрецы.

При Юрии Долгоруком Ростов приобрел независимость от Киева. Но, чтобы избегнуть влияния сильного и честолюбивого ростовского боярства, Долгорукий основывает свой княжеский стол не в Ростове, а в младшем городе Суздале. В этом — начало исторической драмы Ростова. Несмотря на старшинство, на богатство и многолюдность, на силу феодальной знати, Ростов никогда не был главой Руси, он всегда находился в оппозиции к любому стольному городу. Ростовских бояр снедала зависть к Суздалю, Владимиру и даже Переславлю. Здесь рождались интриги, вдохновляемые честолюбием; обычно они кончались крахом и поражением, но Ростов на протяжении всей своей многовековой истории тянулся к верховной власти и, почти достигнув ее, падал, подточенный собственной слабостью, глубоко коренившейся в противоречиях феодализма.

Ростов Великий
Ростов Великий
Древний Ростов достиг расцвета при князе Константине, сыне Всеволода Большое Гнездо. Липецкая битва 1216 года помогла Ростову выйти вперед, но ненадолго, так как Константину пришлось принять княжеский стол во Владимире. В годы правления Константина в Ростове на княжеском дворе, при впадении речки Питермы в озеро Неро, возводятся белокаменные палаты и на месте рухнувшего Успенского собора, построенного еще при Андрее Боголюбском, воздвигается новый одноглавый собор, не уступавший по красоте и богатству убранства владимирским храмам.

В начале трагического для России тринадцатого века Ростов являлся одним из центров высокой культуры. Сюда было переведено из Ярославля духовное училище. Здесь составлялись летописные своды, находилась обширная библиотека — собрание рукописей и греческих книг. Пышно и бурно расцветала русская культура, суля принести в скором времени щедрые плоды. Но история сулила иначе — волна татаро-монгольского нашествия смела и спалила щедрые всходы и надолго затормозила развитие Руси. 4 марта 1238 года на реке Сити произошло сражение, решившее судьбу северо-восточной Руси. В жестокой битве пали владимирский великий князь Юрий и ярославский князь Всеволод. Молодой ростовский князь Василько был захвачен врагами, но никакие пытки не заставили мужественного ростовчанина перейти на их сторону, и Василько был порублен в Шеренском лесу.

Ростов менее других городов пострадал от татарского нашествия и вокруг него начали собираться силы, не покорные завоевателям. Город стал центром вечевых восстаний. Шесть раз, начиная с 1262 года, поднимались его жители против насильников, и только раздробленность русской земли и малодушие князей, при помощи татар тянувшихся к власти, мешали сбросить тягостное и иссушающее иго. В легендах поэтизировалась народная борьба. В Ростове составилось сказание о ростовчанине Александре Поповиче, смелом и заносчивом богатыре, боровшемся с Тугариным, носителем «нездешней силы». Не воплотил ли образ былинного героя многие черты, свойственные ростовчанам?
Но феодальные распри продолжали дробить на мелкие уделы некогда мощное княжество. Было время, когда сам город разделили на две части, и каждая имела своего князя. Народ смеялся над честолюбивыми потугами феодалов, над их чванливостью, себялюбием и слабостью. «В Ростовской земле князь в каждом селе»,— говорит пословица или еще насмешливее и горше: «У семи ростовских князей один воин».

Город Ростов
Город Ростов
Московский князь Иван Калита начал скупать у захудавших ростовских князей их земли и тем положил начало слиянию Ростова с Москвой. Эта историческая связь была прочной. Ее скрепила битва у реки Непрядвы на поле Куликовом, где плечом к плечу сражались с Мамаем московские и ростовские полки. В 1474 году земли Ростовского княжества окончательно соединились с великодержавной Москвой.

Отправляясь походом на Казань, Иван Грозный останавливался в Ростове. По преданию, он взял в Авраамиевом монастыре жезл, которым некогда новгородский монах Авраамий сокрушил языческого идола Велеса, стоявшего на чудском конце города на месте монастыря. Одержав победу над Казанью, Грозный в благодарность заложил в Авраамиевом монастыре каменный храм Богоявления, существующий с искажениями и переделками до сих пор.

Живописный Богоявленский собор характерен для своего времени. Усложненная композиция: пятиглавый храм, колокольня, два придела, крыльцо и наружная галерея, слитые в единую группу,— представляет затейливое зрелище. Обилие разных форм, умножаемых тенями, дробный и причудливый силуэт, ни одной спокойной плоскости — она всегда раздроблена либо нишей окна, либо гранью стены. Храм выглядел еще причудливее, когда его покрытие было позакомарным, и четверик основания южного шатрового придела не был покрыт на один скат. Усложненность композиции, новизна архитектурной идеи, осуществленной в Богоявленском соборе Авраамиева монастыря, заставляют считать его предтечей причудливых ярославских церквей, храма Василия Блаженного в Москве. Вероятный строитель собора, «государев мастер» Андрей Малой приложил много усилий и изобретательности для создания его оригинальной архитектуры. Андрею Малому принадлежит и городская церковь Вознесения, возведенная на посаде также по указу Ивана Грозного. С трудом под наслоениями позднейшей застройки открываются очертания старого строения, роднящие церковь с московскими приходскими храмами того же времени. На камне сохранилась надпись, что «делал церковь великого князя мастер Андрей Малой». В годы «лихолетья», ознаменовавшие начало семнадцатого века, на долю Ростова выпали тяжелые испытания. Город был захвачен поляками, разграблен и сожжен. Тогда митрополитом в Ростове был постриженный Борисом Годуновым в монахи боярин Федор Никитич Романов, впоследствии глава царствующей фамилии Романовых. Оправившийся от разгрома город был окружен валами, кое-где сохранившими еще и теперь свою сложную конфигурацию. Такова в главных событиях история Ростова до периода его расцвета — второй половины семнадцатого века — времени, создавшего облик нынешнего красавца города, его основной архитектурный ансамбль, с которым связывается сейчас представление о Ростове Великом. Когда подъезжаешь к городу с юга по шоссе или поездом, долго тянется поросшая черным лесом равнина, плавно переходящая в серебряную гладь озера. Озеро заливами входит в низкие отмели, и кажется, что травянистые и зыбкие берега однажды изменили свой цвет и превратились сначала в поросшую травами топкую низину озера, а потом в его бескрайнюю, но мелководную ширь. На невысоком мысу, уходящем в озеро, открываются купола, башни и белые стены Яковлевского монастыря. Сначала принимаю его за сам город, но это только предместье, а до центра еще долго нужно ехать прямыми улицами, аккуратно застроенными двух-и одноэтажными каменными домами. Ростов — город в полном смысле этого слова. Здесь только на окраинах встретишь бревенчатые домики и огороды, которых так много в Суздале и Переславле. Чувствуется, что город выстроен по плану и в одно время. Центр Ростова определяет Митрополичий двор, или кремль, который вместе с Успенским собором и звонницей составляет массив грандиозных сооружений, потрясающих своим размахом, оригинальностью и красотой.

Ростов Великий
Ростов Великий
Первое впечатление от Ростова трудно расчленить и проанализировать. На небольшой возвышенности у самого берега озера Неро высятся башни с причудливыми куполами, высокие стены, украшенные резными бойницами. Пышные входные ворота, поблескивающие изразцами в сочной кайме резных ширинок, вделанных в стену нарядных башенных звонниц; возносящиеся над стеной высокие барабаны куполов и стройных храмов; крытые переходы, уступами спускающиеся к озеру,— все это сливается в единый, не передаваемый словами образ. А если повезет при первой встрече с Ростовом и небо будет голубым, в круглых облаках, и от солнца нестерпимо заблещут чешуйки куполов и желто-зеленые поливные плитки облицовки, и засверкают искрами скрипящие на башенках фигурные флюгера, и запестрят розовым и белым цветом высокие стены,— картина станет и вовсе фантастической. Тогда даже огненно-красный битый кирпич запылает, как драгоценность, на коричневатых отвалах разрытой земли. Круглые башни стоят вокруг, как немые и зачарованные великаны. Что-то сказочное, фантастическое чувствую в их неподвижности и молчании. Но в наш трезвый век быстро исчезает ощущение таинственности и загадочности и вместо него возникает впечатление отлично оформленного театрального зрелища, рожденного волей талантливого артиста. Ростовский кремль представляет великолепную сценическую площадку, на которой с успехом могли бы быть сыграны средневековые трагедии или «Царь Салтан» с его поэтичностью и фарсом. Этим талантливым и чутким режиссером — создателем ростовского ансамбля был митрополит Иона Сысоевич. Ансамбль Митрополичьего двора — резиденции митрополита Ионы — создавался по строго продуманному плану и нес в себе определенную, выверенную идею возвышения церковной власти над властью светской. Митрополит Иона — верный последователь патриарха Никона. Он был наместником патриаршего престола и блюстителем соборной апостольской церкви, был активен в церковной борьбе и, когда по решению собора и царскому повелению за приверженность патриарху Никону его изгнали из Москвы и возвратили на ростовскую митрополию, верно хранил никонианскую идею первенства «духовного меча» и подчинил укреплению этой идеи всю свою дальнейшую деятельность. Сооружение новых блестящих храмов и Митрополичьей резиденции, долженствующей соперничать даже с московским царским Кремлем, богатство митрополичьей казны, пышность богослужений и приемов — все это должно было служить и укреплению славы церковной и возвышению «духовного меча». Зодчие митрополита Ионы строили много, в разных городах и селениях, но шедевром их искусства остается, конечно, ростовский ансамбль, удивительная драгоценность семнадцатого века. Центральная часть Ростова Великого состоит из соборной площади, на которой возвышаются древний Успенский собор да звонница Митрополичьего двора, и примыкающего к нему со стороны озера сада, также окруженного невысокой стеной с башнями. В конце восемнадцатого века соборная площадь была обстроена оградой, сомкнувшейся с угловыми башнями Митрополичьего двора. Все вместе составило единое целое, слилось в один сказочный городок. Когда соборная площадь, еще не разделенная стеной, была обширной, единой и ровной, Успенский собор выступал на ней отчетливее и величавее. В фундаменте нынешнего храма лежат каменные плиты здания двенадцатого века. За восемьсот лет своей жизни собор не раз горел, рушился и отстраивался. В нем укрывались горожане от бесчинств литовцев, отсюда вывозили захватчики несметные ценности, и Марина Мнишек удивлялась семипудовой золотой раке, сорванной грабителями с гробницы ростовского чудотворца Леонтия.

Город Ростов Великий
Город Ростов Великий
Века меняли облик собора, одна главка сменилась стройным пятиглавием, белокаменные стены — кирпичной кладкой, были заложены проемы между закомарами и протянут единый карниз, пристраивались и перестраивались крыльца. Сейчас под лесами реставраторов уже видны подлинные монументальные контуры здания, и луженое железо, как прежде, покрывает серебряной чешуей маковки, сорванные обрушившимся на город ураганом. Рядом с собором, повторяя его монументальные формы, возвышается звонница, построенная Ионой. Звон входил в состав задуманного митрополитом торжественного и пышного спектакля. Колокола отливались тут же, в Ростове, и звонари звонили по нотам, а потом по слуху, передавая по наследству знаменитые звучные мелодии. Мелодий звонов было три, а колоколов тринадцать, причем самый тяжелый из них, «Сысой» (названный так в честь отца митрополита), весил две тысячи пудов; немногим уступали ему его товарищи «Полиелейный», «Лебедь» и «Баран». Большого искусства требовало управление этим оркестром, звуки которого разносились по всей округе и были слышны далеко за озером, даже в Борисоглебске. Ростовские звоны широко славились в России. Через Святые ворота на соборную площадь выходил митрополит и дальше по специально пристроенному крыльцу поднимался в Успенский собор.

С юга соборную площадь фланкируют стена Митрополичьего двора, нарядные Святые ворота и возвышающаяся над ними главная церковь Воскресения. Архитектурные мотивы церкви в значительной степени повторяют формы Успенского собора, потому вся группа строений — собор, звонница и надвратный храм — составляет единый ансамбль. Зато декорация самих Святых ворот резко отличается от спокойного величия монументального собора и задает уже совершенно иной, нарядный, но строго рассчитанный на определенный эффект тон. Святые ворота — это пышное, сверкающее обрамление выхода митрополита из его резиденции или, наоборот, поражающее убранством преддверие его двора. Пусть кривизна проходов — и пеших, и проезжего, ломающихся под прямым углом внутри стены, толщина кирпичных стен и варницы, прикрывающие ворота башни, напоминают о крепости,— все это лишь декорировка, мастерское использование для создания необходимого образа мотивов средневекового военного зодчества. Митрополита Иону Сысоевича часто называют строителем-художником, и это действительно так, ибо весь созданный его волей замечательный архитектурный ансамбль— плод определенной идеи, нашедшей зримое воплощение в размахе сооружения, в сочной каменной резьбе, в блеске и цветистости изразцов, причудливости форм и линий. Идея сильного, богатого и блестящего «духовного меча», первенствующего над «мечом мирским», нашла здесь блистательное выражение. Через довольно длинный, сломанный под углом проход попадаю на собственно Митрополичий двор. Делаю усилие, чтобы восстановить перед глазами прежний облик ансамбля. Для этого стараюсь не замечать груды щебня, леса реставраторов, зияющие руины на месте Красной палаты, варварски разрушенной еще в 1840 году, уродливую ограду в центре двора и широкие расписанные окна служебных зданий.

Город Ростов Великий
Город Ростов Великий
Сооружения Митрополичьего замка группируются вокруг обширной площади с небольшим прудом посредине. К площади и пруду обращен трехэтажный дом митрополита, так называемый «Самуилов корпус», правее его — жалкие остатки Красной палаты — «Хоромы для пришествия великих государей». Стены Красной палаты почти примыкают к нарядному крыльцу церкви Иоанна Богослова, обращенной тремя поднятыми на подклеть апсидами внутрь двора. Эта церковь особенно изящна и пропорциональна, и трудно сказать, какой из ее фасадов привлекательнее. В северо-западном углу стоит пестрая церковь Одигитрии.

Обогнув Самуилов корпус, попадаю в лабиринт аркад, переходов, высоких крылец. Все это украшено изразцами и резьбой, над всем возвышаются остроконечные башенки дымников и стройная, покрытая на восемь скатов церковь Спаса на Сенях.

Церковь Спаса на Сенях была личной молельной митрополита и соединялась с его парадным домом переходами. Внутреннее устройство церкви и росписи ее составляют изумительное зрелище. Золотистая гамма, в которой по мере приближения к своду больше и больше просвечивает синева, усиливается ровным блеском золотой колоннады, отделяющей аркадой возвышенную солею. О монументальных фресках Ростова следует сказать особо. Заботясь о пышности своей митрополии, Иона Сысоевич поручил расписывать храмы московским, ярославским, костромским, переславль-залесским, вологодским и ростовским мастерам. Здесь переплелись традиции разных школ, составив произведения, примечательные по композиционному мастерству и тонкости колорита. Фрески церкви Спаса на Сенях торжественны и величавы. Многолюдная, празднично разряженная толпа, живо изображенная на стенах храма, должна была вторить такой же толпе придворных и гостей митрополита, собиравшихся тут в часы богослужений. Несколько лет назад реставраторы промыли и укрепили росписи в церкви Воскресения. Эти фрески отличаются редкой динамичностью и драматизмом. Ростовские росписи радуют ритмом и стройностью. В них нет пестроты; рядом с чистыми тонами широко используются полутона, нежные оттенки: вишневые, малиновые, красно-коричневые, темно-синие, светло-лазурные, изумрудные, сизые, песочно-желтые, лимонные. В ростовских фресках, несмотря на строгую каноничность религиозной тематики, нет ничего мрачного, угнетающего. Росписи нарядны и праздничны, изобилуют светскими мотивами, сколько возможно наполнены естественностью и жизнью. Лирическое начало особенно сильно в отдельных фресках храма Иоанна Богослова, отличающихся мягкостью светлых красочных сочетаний. На общей подклети, соединяясь галереей и составляя с домовым храмом митрополита одно целое, расположены Отдаточная и Белая палаты. В удлиненной Отдаточной палате встречали гостей, посещавших митрополита, здесь «отдавались» поклоны. Белая палата — огромный светлый пиршественный зал с мощным столбом посредине — напоминает и размерами и торжественностью Грановитую палату московских царей. Под этими величественными сводами часто пенились кубки и раздавались отнюдь не смиренные монашеские речи.

Из Белой палаты выхожу прямо на стены, по которым обхожу вокруг весь Митрополичий двор. Открытая галерея, хотя и украшена бойницами, по сути дела, составляет длинный и довольно просторный коридор, он расширяется на каменных площадках башен и круговых обходах церквей, щедро расписанных и украшенных. В просветах галереи, в окнах мелькает и постоянно меняется причудливая панорама Митрополичьего двора: прямые перспективы стен, нагромождение кровель и переходов, круглые трубы башен и веселые теремки настенных звонниц. Особенное очарование всему ростовскому ансамблю придают деревянные чешуйчатые покрытия башен. Их фантастическая форма и мягкое серебристое мерцание создают необыкновенное ощущение. Такой цвет и блеск приобретают крытые щепой крыши русских изб, омытые дождями, обветренные и высушенные солнцем. Здесь сохранился цвет, но гнутые резные лемехи, которыми, как черепицей, покрыты купола, строят совершенно особенные сказочные башенки. Если смотришь на купол близко и снизу, когда каждая чешуйка его резко очерчивается зубчатым своим краем, когда отчетливо различаешь редкие карнизы-оперенья, акцентирующие переход одной формы в другую, рождается необыкновенно органическое ощущение естественности и гармоничности возникшей формы. Не напоминает ли она еще нераскрывшуюся шишку дикого татарника? Не так ли она покрыта темно-серебристыми чешуйками, очерченными резкой каймой, не так же ли, высоко поднятая жестким и стройным стеблем, вольно плывет она в воздухе, напоенном ароматом цветущих трав?

Звонница
Звонница
Из фонарика крайней южной башни, в которой можно подняться внутрь купола по сухим деревянным лесенкам и стропилам, открывается вид на стены, огораживавшие когда-то митрополичий сад, подступавший под окна Белой палаты и к Княжьим теремам и отлого спускавшийся к огородам и низким берегам озера Неро. В сухопутном Ростове иногда, в высшей степени неожиданно, можно вдруг услышать басовитый пароходный сигнал. Он доносится с озера, прокатывается по просторным площадям и улицам города, где еще совсем недавно кипела и волновалась одна из крупнейших в России ярмарок, отдается в длинных аркадах торговых рядов. По «Тинному морю», презрительно прозванному молодым Петром «Ростовской лужей», быстро перебираюсь на тот берег. Здесь раскинулись ростовские огороды, составляющие славу ростовчан и завоевавшие им медали даже на международных выставках. С озера открывается вид на город и его сердцевину — кремль. Отсюда, где желто-зеленая вода составляет первый план, развертывается обширная и свободная композиция города. Справа и слева на пологих берегах озера, словно прямо из воды, поднимаются массивы Авраамиева и Яковлевского монастырей, а в центре, за каймой береговых строений и огородов, растет фантастический городок, мерцающий флюгерами и окнами, сказочными башенками, грудами куполов и сияющей гладью стен, еще рельефнее выступающих от сгущенных теней, прячущихся в нишах аркад и глубоких переходов. Кажется, что вот-вот на одну из башенок вскочит и разольется оттуда тревожно и сказочно золотой петушок. Если бы вдруг повторить опыт преподобного Иакова, а он, как говорит легенда, пропутешествовал по озеру от города до мыса, на котором сейчас стоит монастырь, на собственной мантии, и потом пройти по автостраде до деревни Богослов, расстояние оказалось бы совсем небольшим. Река Ишня когда-то была полноводной и судоходной, а сейчас на ней не видно и лодок. На ее берегу стоит прекрасно сохранившаяся церковка, целиком срубленная из древесных стволов. Хожу по ее чисто отесанным переходам, галереям, и кажется, что в ней дрожит каждая древесная жилка, а воздух особенно сух и звонок. Распугав стаи голубей, нашедших здесь прибежище, поднимаюсь на приставленную к церкви колокольню. За травянистой речной поймой, за сетью проводов, висящих над железной дорогой, и лентой шоссе далеко виден Ростов — большой город, древние границы которого определены крепостными стенами монастырей.

А за суетой и разнобоем городских строений поднимается сияющая груда куполов, хранящих сказку Ростова Великого.